декабря 22, 2009

Yota. Поспешишь - людей насмешишь!

Yota (бренд компании «Скартел») долго раздражала своих подписчиков ужасным сервисом и самым бессовестным сервилизмом - да, я про цензуру трафика и блокировку оппозиционных сайтов, а также желанием замазать свои косяки кучей проплаченных отзывов в блогах.

Теперь Yota взялась за тех, кто еще не стал по какой-то причине ее клиентом. Вся Москва увешана щитам, которые поздравляют нас с наступающим... 2011 годом!



На слоган Не отставай! так и хочется ответить: Не торопись! Всему свой время! Ведь мы собираемся встречать 2010, а не 2011 год!

Этот постер раздражает так же, как может раздражать на стене календарь на прошлый или будущий год. Своей неуместностью. И не смешно ли слышать эти неуместности от бренда, который до этого позиционировался исключительно как полезный и совершенно необходимый?

Вообще-то, конечно, все поздравления от брендов "к дате" - изначально пагубная идея. Нехорошо, когда бренды подменяют общегражданский и личный календарь корпоративным. Какая-то здесь есть подтасовка, все это не comme il faut, разве нет? Но маркетологи с маниакальным упорством хотят в каждый красный день календаря засунуть тот бренд, которому служат.

Получается так, что Yota просто обесценивает наше личное время и подчеркнуто игнорирует тот праздник, который мы отмечаем. Да-да, Yota отказывается встречать вместе с нами 2010 год! Эх, брали бы пример с Владимира Владимировича Путина и Дмитрия Анатольевича Медведева, которые никогда не путают дату в своих новогодних посланиях народу... Но в "Йоте" берут пример с других персонажей. Не знаю, как вам, а мне за этой рекламой видится зловещая тень старухи Хлестовой с ее самодурством и наглым "все врут календари".

Ну и, наконец, последнее. Я бы советовал компаниям не привязываться (или хотя бы не злоупотреблять) в своем продвижении к концептам "будущее", "завтра", "новая эра", "следующий год". Компании, ориентированные только на будущее, остаются без настоящего. Им тут просто не место. Думаете случайно в Твиттере "Йоту" ласково называют ёбтой?!

Я специально, кстати, посмотрел отзывы на эту рекламу в блогах - положительных реплик настолько мало, что ими можно пренебречь.

Но зато много признаний, что реклама "Йоты" непонятна, озадачивает и вводит в замешательство (почему беспроводной интернет Yota поздравляет нас с новым 2011 годом?, у меня глюки или YOTA правда поздравляет москвичей с 2011 годом?!, "долго не могла понять, что не так", "не понял юмора").

Тем не менее люди честно стараются разобраться, что значит шизофреническое послание "Йоты". Может быть, спрашивают они, Yota намекает, что раньше 2011 года нормально не заработает? Или это намек на то, что "в 2011 нас ждёт уже полный Китай"?

Но эти головоломки и ребусы - не самое страшное. Коммуникация бренда построена таким образом, что люди перед щитами 3x6 начинают вдруг чувствовать себя глупыми, впадают в ступор, панику и даже испытывают дезориентацию во времени ("я пропустил год?", на всякий случай полезла за сотиком, проверила дату", "я испугалась, мне показалось, что я проебала свой год в пустую, и одернув друга, с истерикой спросила - "Какое сегодня число??? Год? Назови год!").

Есть и такие, кто начинает опасаться за свое душевное здоровье и фиксирует негативные психо-соматические эффекты ("у меня в голове что-то лопнуло", "Yota убивает своей рекламой 2011").

Но разве все эти травмы того стоят? Нужны они потенциальным клиентам "Йоты"? Особенно в канун Нового года?

Отличное поздравление, ничего не скажешь!

Блогеры полагают, что к такому креативу "Йоту" могли подтолкнуть либо непрофессионализм (посыл, который хотели вложить, ясен, но не очевиден), либо неадекватность (они что, с ума посходили?), либо превратно понятый маркетинг (невьебенные неокреатизм). Ну или даже просто экономия (такой рекламы "на два года хватит").



С наступающим!

4 комментария:

  1. Не согласен с Вашей трактовкой про "2011 год".

    С точки зрения маркетинга это правильное позиционирование. Есть типология поведения потребителя Роджерса, которая говорит о новаторах, последователях, раннем большинстве, позднем большинстве и отсталых.

    Новаторы, коих 2,5% пользуются новыми товарами и услугами, создают моду и т.п.

    Yota находясь на начальной стадии жизненного цикла услуги, которая сложно воспринимается ранним и поздним большинством (~40%), как непонятная и сложная.

    WiMax новый стандарт для регионов и Москвы. ;)

    Реклама "2011" как раз как мед для медведей-новаторов, попробуй нового, будь впереди всех.

    Не буду углубляться в гиков, которые любят фейки и т.п.

    Другое дело, что визуальное воплощение спорно - вполне возможно.

    ОтветитьУдалить
  2. Michelino, согласен с вами, что ЙОТА в принципе правильно позиционируется - предлагая новую на рынке услугу, связывает свой образ с будущим и ориентируется на новаторов.

    Вернее, она правильно понимает, как нужно себя позиционировать.

    И, например, что касается слогана, то здесь ей удается себя позиционировать так, как задумывалось. И даже связь с 2011 годом (т.е. с будущим), как таковая - вполне оправдано и уместно.

    Вопрос у меня к другому. А как вводится это "будущее" и "2011"? Вводится через поздравление с наступающим годом. С наступающим 2011, а не 2010. Вот это, думаю, сомнительно. Тут видятся натяжки и неувязки.

    Это я все к тому, что одно дело, как компания позиционирует свой бренд, и другое дело - как она его спозиционировала в конкретном рекламном мессидже. Т.е. что в конце концов вычитывается из рекламы? Неувязка с личным календарем настолько сильна, что в конечном счете она забивает и правильный посыл слогана, и саму суть сообщения.

    ОтветитьУдалить
  3. Возможно они перемудрили и в итоге логика теряется с нагрузкой данного билборда. Я когда в Москве их увидел, только благодаря маркетинговым знаниям понял о чем речь и этот разрыв "2010-2011" "поздним большинством" может восприниматься, как "опечатка".

    Сложно сказать, нужно тестировать на обывателях. Посыл верный, а реализация спорная. ;(

    ОтветитьУдалить
  4. Друзья! Зрите глубже - это чёрный пиар... или как там оно называется... каждый кто видел эту рекламу - полез искать в инэте что это значит, почему, где ошибка, что за идиотизм и т.д. А в итоге получилась неплохая раскрутка брэнда в интернете... взять хотябы ваш блог :)

    С уважением, Орри Илмарсен.

    ОтветитьУдалить