декабря 23, 2008

"Русский стандарт" открывает вклады для шизофреников

Не знаю, как вам, а мне от нового постера "Русского стандарта" было как-то не по себе... И я долго не мог понять, в чем причина беспокойства. Вроде бы салатовые блузки на девушках должны действовать умиротворяюще...



Однако ж по большому счету под умиротворяющей цветовой гаммой прячется совершенно абсурдная и идиотская - в прямом смысле этого слова - ситуация. Представьте себе, что вы приходите в банк, чтобы открыть депозит, и видите по ту сторону банковской стойки самого себя!

Как это прикажете понимать?

Возможно, это ваш брат-близнец, о котором вы ничего не знали? Хм, вот странный поворот судьбы!

Вариант второй: это не судьба, а какая-то мистика и колдовство. Как же иначе мог появиться на свет ваш двойник?

Вариант третий, самый правдоподобный. Скорее всего, вы больны. Если вы вдруг видите себя в клерке, не спешите открывать вклад под 14,75% годовых, а быстренько бегите к врачу. Возможно, у вас диссоциативное расстройство идентичности или даже шизофрения...

Вот в какой странный и беспокоящий ассоциативный круг погружено рекламное послание "Русского стандарта": случайность и судьба, мистика и магия, болезнь и безумие... Согласитесь, это не самые лучшие аргументы для продвижения финансовых услуг.

Хотя, как кажется на первый взгляд, риторика банка завернута в рациональную обертку. Похоже, креаторы мыслили примерно так: на финансовом рынке - кризис доверия, и если люди кому-то доверяют, то в первую очередь они будут доверять самим себе; а раз так - почему бы банку не спрятаться за спину своего клиента? Ведь тогда люди будут давать деньги банку с такой же легкостью, с какой они перекладывают наличность из одного кармана в другой. Вот так и родился троп, основанный на отождествлении банка и клиента.

Но если присмотреться к этому тропу, который лежит в основе коммуникации с целевой аудиторией, то в нем не просто нет никакого рационального зерна; напротив, он - воплощение иррационального.

В самом деле, а насколько здравомыслящий человек вообще доверяет себе? Мне тут на память приходит довольно большой список авторов, которые довольно убедительно пишут о том, что в нас слишком много не нас. В общем-то, на этом соображении держится вся европейская культура нового времени - от Фрэнсиса Бэкона, разоблачавшего идолы разума (т.е. предвзятые суждения и некритичное мышление, основанные на суевериях и общественном мнении, личных симпатиях и антипатиях, терминологической путаницы и неточности естественного языка, а так же ложных философских предпосылках) до Зигмунда Фрейда, нашедшего способ показать, как сильно мы зависим от нашего бессознательного в повседневной жизни.

P.S. Рассматривая этот постер, я пожалел, что в моей домашней библиотеке нет книжки "Капитализм и шизофрения", написанная Делезом в соавторстве с Гваттари. Пожалуй, Новый год - прекрасный повод купить себе ее в подарок... С наступающим!

1 комментарий:

  1. Лучше бы они просто показали финансовую выгоду от размещения вкладов. Доверие и вечные ценности - это заезженная тема в банковской среде. А сейчас в этом есть и доля цинизма.

    Следуя логике людей, разрабатывавших креатив для банка, если уж доверяешь только себе, так и деньги надо оставлять дома под подушкой. А близнецы на постере - это, конечно, жесть :-)

    ОтветитьУдалить