августа 05, 2008

БАНК «РУССКИЙ СТАНДАРТ»: СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Обычно потребительская реклама нашептывает нам одно и то же: будь счастливым - покупай! Но бывают и необычные исключение. Вот, например, реклама банка «Русский Стандарт», чей месседж звучит примерно так: будь глупым – покупай!



А как иначе интерпретировать противопоставление работы и жизни в кредит? В самом деле, если человек изменит привычный ход событий, перестанет ходить по маршруту «работа-дом-работа», - и станет предаваться шопингу и путешествиям (как это ему советует вторая часть стикера), то где он возьмет деньги на то, чтобы расплатиться по этому кредиту?



В общем, получается так, что реклама либо рассчитана на идиотов, либо банк «Русский стандарт» хочет превратить свою целевую аудиторию в идиотов.

И знаете что? Если подумать, то оба варианта в конечном счете будут выгодны банкам. Банкам будет выгодно, если клиент не задумывается, сколько процентов отдает банку. Но еще лучше, если он окажется неплатежеспособным, ведь тогда можно через суд наложить арест на его имущество или выгнать из квартиры…

Кроме социальной безответственности идиотскую рекламу "Русского Стандарта" можно, пожалуй, упрекнуть и в политической недальновидности. Мне кажется, что в своих аппетитах, которые так ясно декларируются в этой рекламе, «Русский Стандарт» идет очень далеко. Слишком далеко. Судите сами – пока власти заботятся о повышении финансовой грамотности населения и доступности потребительского и ипотечного кредитования (а система кредитов, как известно, является эффективнейшим инструментом социального контроля - думаете, или бы активисты НБП имели за душой ипотечный кредит, они стали бы захватывать офис РЖД или приемную администрации президента? – нет, конечно), банк «Русский стандарт» пытается гнуть свою политическую линию дикого капитализма.

Все это смотрится некрасиво на фоне заявлений бывшего премьера и нынешнего президента Дмитрия Медведева – как для прессы, так и для губернаторов на селекторых совещаниях – что нужно расширять количество семей, которые способны пользоваться ипотечным кредитом, и стимулировать банки к предоставлению новых ипотечных продуктов.

Думаю, что пока «Русский Стандарт» не завяжет с рекламой, нелояльной к нынешней генеральной линии партии, количество судебных разбирательств вокруг банка будет только расти, а общества типа "Анти-Русский Стандарт" будут задавать тон в блогах и традиционных медиа…

3 комментария:

  1. вряд ли это можно назвать так громко - безответственность. Каждый сам кузнец своего счастья, и для "РС" это счастье заключается в том, чтобы все бросились брать у них кредиты. К тому же чем плоха идея "решение проблем"? "Работа-дом-работа" это метафора рутины, в которой мы крутимся. Кредит ее не отменяет, но значительно расширяет возможности.

    ОтветитьУдалить
  2. Ну да, безответственность - это я тут передергиваю, ради красного словца и полемической заостренности... Но, как мне показалось, рекламщики тут асе же слишком радикально предложили "решить проблему", как бы совсем разорвав привычный круг событий, - и этот радикализм несомненно породил некоторые противоречия...

    Еще было бы любопытно исследовать, что противоречия в этой рекламе есть не только - как выражаются лингвисты - на уровне синхронии, но и диахронии.

    Допустим, концепт "мечты", имеющий литературную традицию, которой несколько веков, в рекламном тексте использован довольно парадоксально.

    К примеру, у романтиков мечта так или иначе противопоставлялась реальности и была одним из главным механизмов эскапизма. А а в рекламе РС исполнение мечты странным образом должно привязывать к повседневной рутине и - главное! - банку, который для реализации этой мечты дает деньги :)

    ОтветитьУдалить
  3. Я думаю, что эта реклама очень соответствует работе банка. Сама убедилась, что РС всячески умалчивает информацию, сколько его клиенты платят по процентам. Чем дольше клиенты будут платить минимальные платежи, не подозревая, что сумма минимального платежа погашает лишь набежавшие проценты за месяц, тем выгоднее банку. Мягко стелят, но жестко кладут.

    ОтветитьУдалить